О МИГиП
Московский Институт Гештальта и Психодрамы (МИГИП) — одно из ведущих российских учебных заведений, в котором специалисты и студенты вузов могут получить дополнительное профессиональное образование, соответствующее высоким международным стандартам, по направлениям: гештальт-консультирование, гештальт-терапия, психодрама.
МИГИП является соучредителем Ассоциации Русскоязычных Гештальт Институтов (АРГИ), Федерации Психодраматических Тренинговых Институтов России (ФПТИР) и входит в четверку основных российских институтов по обучению гештальт-методу и психодраме. Институт входит в состав крупнейших международных профессиональных ассоциаций гештальт-терапии и психодрамы:
Институт состоит в основных международных профессиональных ассоциациях гештальт-терапии и психодрамы:
- FEPTO (The Federation of European Psychodrama Training Organisations) — Федерация европейских психодраматических тренинговых организаций;
- FORGE (International Federation of Gestalt Training Organization) — Федерация организаций, преподающих гештальт-терапию;
- IAGP (International Association for Group Psychotherapy and Group Processes) — Международная ассоциация групповой психотерапии;
- EAGT (European Association for Gestalt Therapy) — Европейская ассоциация гештальт-терапии.
За годы успешной работы под руководством ректора и основателя МИГИПа Нифонта Борисовича Долгополова институт выпустил много ярких специалистов в области гештальта и психодрамы. Выпускники МИГИПа создали свои центры и представительства института во многих городах России и за ее пределами. Институт постоянно расширяет спектр услуг для организаций и частных лиц, его программы рассчитаны на разные запросы и соответствуют международным и российским требованиям к подготовке специалистов. Успешно завершив обучение, специалист получает диплом установленного образца (или удостоверение), подтверждающий дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации.
МИГИП — не только место, где можно получить новую профессию, но также дружная семья выпускников, учащихся и тренеров, с удовольствием поддерживающих общение в сообществе, обогащаясь знаниями и опытом в ходе профессионального обмена и совместного творчества. В отличие от академических институтов, в которых с получением диплома завершается и процесс обучения, МИГИП помогает выпускникам в их дальнейшем профессиональном развитии, становлении практики и формировании успешной карьеры.
Создание МИГИП
История создания института тесно связана с деятельностью и профессиональными интересами его ректора и основателя Нифонта Борисовича Долгополова. На волне перестройки в 1980-е годы Нифонт Борисович в составе Ассоциации психологов-практиков начал искать пути развития психологической помощи в стране и внедрения новых психотерапевтических методов, хорошо зарекомендовавших себя в мировой практике.
Психодрама Якоба Леви Морено и гештальт-терапия Фрица Перлза оказались в числе приоритетных: они были проверены временем, широко известны во многих странах, имели разработанные теоретическую и практическую базы, а также сложившуюся систему подготовки специалистов. Важным было и то, что области применения психодрамы и гештальт-метода практически не ограничены: психология, медицина, педагогика, социальная работа, а со второй половины XX века появилось все больше почитателей в бизнесе, политике, творческой среде. Универсальность методов позволяла с успехом применять их в индивидуальной работе с клиентами, а также в работе с группами — как малыми, так и включающими тысячи человек.
В начале 1990х годов в стране возникла острая необходимость подготовки психологов, психотерапевтов, социальных работников, владеющих навыками консультирования и не медицинской психотерапии. Академическое образование делало упор на теоретическую подготовку, развитию практических навыков будущих специалистов внимание не уделялось, а подготовка психологов-практиков требовала иного подхода и нуждалась в программах, ориентированных на ежедневную практическую деятельность.
В это время психологи-энтузиасты, в числе которых был и Нифонт Долгополов, активно изучали опыт западных специалистов классических направлений, формировались первые группы психологов для обучения у мастеров международного уровня. Вместе с тем в регионах росло количество психологов, желающих развить свои практические знания и навыки, тогда созрела необходимость организовать соответствующие центры и институты для полноценной подготовки специалистов. В 1992 году Нифонт Долгополов стал соорганизатором Московского гештальт института. К весне 1996 года Нифонтом и его учениками, при поддержке Ольги Долгополовой было принято решение о создании Института Гештальта и Психодрамы.
Преподаватели МИГиП
С момента открытия института команда МИГИП ставит перед собой задачу не только поддерживать уже сложившиеся традиции психотерапии, но и развивать собственные направления.
Преподаватели института продолжают обучение в международных программах, постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают зарубежные интенсивы и конференции. МИГИП постоянно сотрудничает с иностранными психотерапевтами. Многие преподаватели института имеют международные сертификаты тренеров и прошли полную подготовку, включающую тысячи часов теории, практики и личной терапии в соответствии с мировыми стандартами.
Студенты, успешно закончившие 2-ую ступень образовательной программы по гештальт-терапии, могут начать обучение по партнерской программе Лос-Анджелесского Объединения Гештальт-тренеров (GATLA) под руководством Роберта и Риты Резник.
В разное время психодраматисты посещали мастерские Г. Лейц, Я. Мюллера (Германия), М. Карп (Великобритания), Якоба Наора (Израиль) и других известных психотерапевтов.
Традиции и новое: от учителя к ученику
Обучение в Московском Институте Гештальта и Психодрамы имеет важные ценности:
- передача опыта и сохранение традиций, идущих непосредственно от основателей методов — Ф. Перлза в гештальт-терапии и Я. Морено в психодраме;
- ориентированность на требования современной практики.
Сочетать классические знания и новый опыт в практической психологии — задача непростая и требует глубоких знаний. Чтобы внести изменения в структуру метода, необходимо ясно понимать, как он устроен, то есть освоить его в достаточной степени, чтобы иметь возможность оценивать, какие новшества будут на пользу, а какие могут навредить и привести к утрате ценного опыта. Традиции привносят в метод проверенную временем надежность и ясную структуру, а сочетание традиционного и новизны делает его более гибким и адаптивным к текущим задачам и потребностям.
Преподаватели МИГИПа многие годы посвятили изучению гештальт-подхода и психодрамы, вникая в особенности и возможности этих направлений. Своими знаниями они делятся с учениками, передавая им традиции и тонкости метода, унаследованные от его основателей и выдающихся мастеров-практиков.
Гештальт-подход и психодрама — это не просто методы или набор техник, о которых можно прочитать в учебнике или узнать на тренинге. Прежде всего — это образ мысли, практика ежедневного осознания своего проживания в настоящем, в «здесь и сейчас», что способствует личностному и профессиональному формированию.
Человек, обучающийся гештальт-терапии или психодраме, получает не только новую профессию или навыки общения, но также начинает иначе смотреть на себя, людей и мир, научается видеть то, что многие не замечают в своей жизни, и это уникальное видение делает возможным оказывать помощь другим, вне зависимости от сферы деятельности или образа жизни.
Навык высокой осознанности не наращивается быстро, он требует времени и большого желания работать над собой. Это то, что делает гештальт-терапевта или психодрама-терапевта «волшебником» в глазах клиента, и лишь сам мастер знает, что никакого чуда нет, а есть годы обучения, практики и личной терапии.